Боитесь того, что можно опоздать на рейс? Лично для меня это традиционный очной кошмар в последнюю ночь дома перед каждым путешествием. И одни из таких страхов, а не опоздаю ли я на посадку в самолет из-за того, что кто-то решит слишком долго досматривать меня или мой багаж. Однажды подобная ситуация уже случалась, когда из-за «секретного» нашитого кармана на внутренней стороне брюк меня отвели в специальную комнату для досмотра. Там мне пришлось снять штаны, и продемонстрировать, что я не перевожу ничего запрещенного в этом кармане, только деньги. Но тут же последовал и более тщательный досмотр содержимого моего рюкзака, где был обнаружен повербанк. Проверяющие очень долго икали на нем указание мощности, поскольку есть ограничения на максимальную мощность провозимых в самолете повербанков. Но на корпусе ее не было (это был подарочный повербан в сделанном на заказ корпусе с логотипом фирмы), и пришлось его вскрывать, чтобы добраться до самих блоков. На все про все ушло не больше 20 минут, но понервничать за это время пришлось немало.
Итак, что же произошло бы, если бы из-за этого я опоздал на рейс?
К счастью, законы ограничивают самодеятельность служб досмотра аэропорта и даже устанавливают для них ответственность. Так, в приказе Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 28 июня 2007 г. N 82 г. Москва "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" сказано:
227. Вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае:
несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
А это значит, что в случае опоздания из-за досмотра можно смело обращаться с претензией к авиакомпания или администрации аэропорта за компенсацией. Причем, требовать вы можете не только компенсацию за опоздание на этот конкретный рейс, но и последующие стыковочные, оплаченную бронь в отеле и другие расходы, которые вы понесли из-за опоздания. Это уже следует из «Закона о защите прав потребителей» и ГК РФ.
Конечно, не стоит ожидать, что авиакомпания тут же бросится вам все оплачивать. Сначала представители авиакомпании постараются решить все на месте и отправить вас ближайшим рейсом, если это возможно.
Если урегулировать ситуацию в аэропорту не получится, тогда вам придется побороться за компенсацию. Первым делом нужно обратиться письменно с претензией в авиакомпанию, где вам, скорее всего откажут. Но это не повод расстраиваться, так как это сложившаяся практика. С ответом об отказе уже можно обращаться в суд. Подготовить письмо-претензию, заявление в суд, и представлять интересы в суде самостоятельно сложно, и лучше обратиться за этим к юристу. Кстати, расходы на его услуги вы также сможете включить в исковое требование.
Конечно, все это не компенсирует вам упущенную радость от возможно испорченного отдыха, но по крайней мере вы сможете вернуть деньги. А ну а чтобы не попадать в такие ситуации, нужно прибывать в аэропорт пораньше, и проходит регистрацию и контроль безопасности не в самый последний момент.